***Led Zeppelin - Led Zeppelin II (1969)***
В вечернем эфире PFM нестареющая классика! Второй студийный альбом легендарных Led Zeppelin! По просьбе Александра Деруна.
Led Zeppelin II — второй студийный альбом британской рок-группы Led Zeppelin, выпущенный 22 октября 1969 года на лейбле Atlantic Records. Запись пластинки проходила в нескольких студиях, расположенных в Великобритании и Северной Америке, с января по август 1969 года. Продюсером альбома выступил Джимми Пейдж, который уже руководил в этом амплуа на дебютном диске группы. Музыканты сотрудничали со звукоинженером Эдди Крамером, который внёс большой вклад в уникальное звучание лонгплея. Led Zeppelin II демонстрирует эволюцию музыкального стиля группы — на центральное место выходит гитарный звук, основанный на риффах. Многие критики, считают этот альбом наиболее «тяжёлым» в дискографии Led Zeppelin.
Led Zeppelin II имел хорошие продажи и стал первым альбомом группы, который занял верхние строчки чартов Великобритании и США. В 1970 году арт-директор пластинки — Дэвид Джунипер был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее оформление альбома». К 15 ноября 1999 года продажи альбома составили свыше 12 миллионов экземпляров. С момента его издания, писатели и музыкальные критики регулярно отмечают Led Zeppelin II в числе величайших и наиболее влиятельных рок-альбомов всех времён.
Одна из новаторских идей, использованных в этом альбоме, изменила весь хард-рок 70-х годов: после «Whole Lotta Love» и «Heartbreaker» «тяжелые» группы стали использовать рифф (а не рефрен, как это было прежде) в качестве «несущей конструкции» композиции.
Альбом был задуман во время напряжённого гастрольного графика группы, длившегося — с января по август 1969 года: за это время музыканты отыграли четыре европейских и три американских концертных тура. Каждая песня записывалась отдельно: их сводили и продюсировали на различных студиях в Великобритании и Северной Америке. Материал для альбома сочинялся прямо по ходу турне: во время пауз между концертами (как правило длившихся пару часов), музыканты резервировали студию и начинали процесс записи, зачастую звук получался спонтанным. Басист Джон Пол Джонс вспоминал: «Мы много гастролировали. Риффы Джимми Пейдж получались резкими и яростными. Многие из них были придуманы из сцене, особенно во время длинной, импровизационной части песни „Dazed and Confused“. Мы отмечали хорошие варианты, и заезжали в студию, по пути на следующее шоу».
Некоторые из звукозаписывающих студий, в которых останавливалась группа, не располагали передовым оборудованием. Студия в Ванкувере, прозванная музыкантами «хижиной» (англ. the hut), имела 8-ми дорожечный рекордер, у которого не было даже порта для наушников. Солист группы — Роберт Плант позже рассказал о процессе сочинения и записи, заявив: «На самом деле, всё это было — сумасшествием. Мы сочиняли песни в номерах отелей, затем записывали ритм-секцию в Лондоне, добавляли вокал в Нью-Йорке, накладывали губную гармонику в Ванкувере, а затем возвращались, чтобы закончить микширование в Нью-Йорке».
Овердаббинг для песен «Thank You», «The Lemon Song» и «Moby Dick» был сделан во время турне, микшированием «Whole Lotta Love» и «Heartbreaker», также занимались по ходу гастролей. Позже, Пейдж заявил: «Другими словами, часть материала вышла из репетиций для очередного тура».
Рекорд-сессии проходили на студиях Olympic и Morgan Studios в Лондоне; A&M, Quantum, Sunset, Mirror Sound и Mystic Studios в Лос-Анджелесе, штат Калифорния; Ardent Studios в Мемфисе, штат Теннесси; A&R, Juggy Sound, Groove and Mayfair Studios в Нью-Йорке; и «хижине» в Ванкувере. Продюсером альбома был Джимми Пейджу, который уже выступал в этой роли на дебютном диске группы, он пригласил себе в помощники Эдди Крамера, чтобы использовать его навыки и методы записи. Ранее, продюсерская работа Крамера с Джими Хендриксом очень впечатлила участников коллектива, и в особенности Пейджа. Эксперт по Led Zeppelin Дэйв Льюис написал о продюсирование пластинки: «Это альбом оказался триумфом, в частности, по качеству продюсирования, он и сегодня, по-прежнему звучит свежо. В немалой степени, этому способствует успешный союз Пейджа и Крамера в продюсерской комнате». Это партнерство было особенно показательно в центральной части трека «Whole Lotta Love». Позже, Крамер заявил: «Знаменитый микс „Whole Lotta Love“, где всё „съезжает с катушек“, является нашей с Джимми комбинацией — суетящихся над маленьким контрольным пультом, крутящих все регуляторы, известные человеку».
В другом интервью, Крамер похвалил Пейджа за звучание альбома, которое было достигнуто, несмотря на противоречивые условия записи: «Мы создавали этот альбом по частям. Порой, мы работали над некоторыми треками в самых странных студиях, которые вы можете себе представить. Среди них, были дешёвые заведения — с дырами в стене. Но в итоге всё это звучало чертовски изумительно. Led Zeppelin II звучал очень цельно, потому что во главе был один парень, это был г-н Пейдж». Пейдж и Краммер свели альбом за два дня на студии A&R Studios.
Получившиеся композиции отражают «сырое», эволюционирующее звучание группы, а также их навыки в качестве концертных исполнителей. Одной из особенностей альбома, было дальнейшее развитие лирических тем, заложенных Робертом Плантом на дебютном альбоме коллектива, он создал работы, которые будут более известными массовому слушателю и, пожалуй, более влиятельные. Песни «Whole Lotta Love» и «The Lemon Song» имеют сексуальный подтекст, последняя из них содержит метафору, в которой, по словам одного музыкального критика, автор обращается «к неизвестной леди и просит выжать его „лимон“, пока сок не потечёт у него между ног». Позже, Плант заметил по этому поводу:"Диск был очень зрелым. Это был альбом, который должен был определить — осталась ли у нас энергия и способность стимулировать публику. Его звучание всё еще опиралось на блюз, но это был намного более чувственный подход к музыке, и вполне экстравагантный. Альбом был создан „на бегу“, между отдыхом в отелях и встречами с группиз... это было что-то!"
Также, на Led Zeppelin II имели место эксперименты с другими музыкальными стилями и звуковыми приёмами. Одними из ярких примеров были песни: «What Is and What Should Never Be» и «Ramble On» (где Пейдж играет на акустической гитаре) концепция «тихо-громко-тихо» и лирическая баллада «Thank You» навеянная поп-музыкой. Связи со своей мистической атмосферой, «Ramble On» стал одним из пионеров слияния хард-рока с фэнтезийной тематикой, которая частично проистекала из психоделического рока двух-трёх летней давности, а также из личного интереса Планта к произведениям Р. Р. Толкина. Это музыкальное направление позже достигнет апогея на альбоме Led Zeppelin IV (а также в творчестве множества последующих групп, которые стали эксплуатировать эту тему). Напротив, инструментальная композиция — «Moby Dick» содержит длинное соло ударника Джона Бонэма; во время последующих концертов Led Zeppelin он мог импровизировать во время этого соло, до получаса.
Значительный вклад в звучание этого альбома внёс Джимми Пейдж, так как его соло в песне «Heartbreaker» стало популярно среди молодых рок-гитаристов, и иллюстрирует стремительное завоевание аудитории. Led Zeppelin II является первым альбомом, где Пейдж играет на электрогитаре Gibson Les Paul (1959 года выпуска) — впоследствии, он стал одним из главных популяризаторов этой модели. Его новаторские методы записи и эффекты микрофона т. н. англ. drum miking, на треках «Ramble On» и «Whole Lotta Love», также продемонстрировали его высокую квалификацию, находчивость и оригинальный подход в качестве продюсера. Позже, журнал Rolling Stone назвал гитарный рифф Пейджа в песне «Whole Lotta Love» — «один из самых волнующих гитарных риффов в рок-н-ролле». Джон Пол Джонс, поделился мнением о вкладе своего коллеги:"Джимми начал добиваться признания как продюсер во время создания «Whole Lotta Love». Он „прогнал“ материал через эффект эхо-реверса. Многие из его идей с микрофонами были просто поразительными. Каждый думает, что Пейдж идёт в студию, наполненную огромными стенами из усилителей, но это не его метод. Он использует очень небольшой усилитель, и просто выставляет микрофоны наилучшим образом, таким образом результат вписывается в звуковую картину."
Материал альбома также иллюстрирует совершенствование вокальной техники Планта, а также его развитие, как серьёзного автора текстов. Имя Планта было удалено из списка музыкантов первого альбома, в связи с его обязательствами по контракту, который он подписал с фирмой CBS Records, в качестве сольного исполнителя. Его вклад в такие песни, как «What Is and What Should Never Be» и «Ramble On» были предвестниками музыкального развития группы. Плант прокомментировал, что только во время сессий для Led Zeppelin II он начал чувствовать себя «в своей тарелке», находясь в студии вместе с Led Zeppelin. В интервью 2008 года для журнала Uncut, он заявил: «Во время записи Led Zep I (1969), я был несколько обеспокоен, я cчитал, что покинуть группу в любом случае. Я чувствовал себя дискомфортно, потому что ко мне предъявляли много требований по поводу вокала — все, в отношении материала Zeppelin. И я очень нервничал, и не очень-то наслаждался процессом до начала периода Led Zep II».
Обложку альбома создал дизайнер Дэвид Джунипер, которого участники группы попросили «просто придумать что-то необычное». Для своего фотомонтажа он взял за основу старую фотографию асов эскадрильи истребителей Jasta 11 под командованием «Красного барона» Манфреда фон Рихтгофена, т.н. «Воздушный цирк».
Все оригинальные лица были изменены или заменены, Джунипер добавил некоторым пилотам бороды и очки. В своей работе дизайнер использовал, новаторскую для того времени технику сочетания коллажа/фотографии с аэрографической иллюстрацией. Помимо участников Led Zeppelin, лица которых были взяты из публичного фото 1969 года, на фото были представлены: блюзмен Блайнд Вилли Джонсон (возможно, это был джазовый трубач Майлз Дэвис), актриса Мэри Воронов и астронавт Фрэнк Борман. Альбом в Британии иногда называли «Brown Bomber» — имея в виду контур цеппелина на буром фоне.
Альбом был выпущен 22 октября 1969 года на лейбле Atlantic Records, с предварительных заказов на 400.000 копий. Рекламная кампания была построена вокруг слогана — «Led Zeppelin — единственный способ летать» и «Led Zeppelin II — теперь летающий». В коммерческом плане, Led Zeppelin II стал первым альбомом группы, который добрался до первого места хит-парада № 1 в США, дважды сместив с вершины пластинку Abbey Road группы The Beatles; альбом Led Zeppelin был № 1 американского чарта в течение семи недель. К апрелю 1970 в Америке было продано 3 миллиона дисков. На родине музыкантов, альбом поднялся на первое место в в феврале 1970 года, и пробыл в черте UK Albums Chart 138 недель кряду.
Также, альбом включал самый большой хит Led Zeppelin — «Whole Lotta Love». В январе 1970 года, этот сингл достиг 4-й позиции в чарте Billboard Hot 100, после того, как боссы Atlantic вопреки желанию группы, выпустили короткую версию песни на грампластинке формата 45'. Би-сайд этого сингла — «Living Loving Maid (She’s Just a Woman)», также стал хитом, добравшись до 65-й строчки хит-парада Bollboard, в апреле 1970 года. Альбом способствовал международной славе Led Zeppelin, в качестве талантливого концертного коллектива; в следующем году, музыканты продолжали неустанно гастролировать, первоначально выступая в клубах и танцевальных залах, затем на более вместительных площадках, и в конце концов, на стадионах, перпендикулярно с ростом их популярности.
В 1970 году, арт-директор пластинки — Давид Джунипер был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее оформление альбома», за обложку к Led Zeppelin II. 10 ноября 1969 года, альбом получил золотой сертификат от Ассоциации звукозаписывающей индустрии Америки, а к 1990 его продажи составили более 5 миллионам экземпляров. 14 ноября 1999 года, в США было продано более 12 миллионов копий Led Zeppelin II. В 2014 году, благодаря переизданию, альбом вернулся в Top 10 чарта Billboard, поднявшись на девятое место.
Многие музыкальные критики называли Led Zeppelin II «хрестоматией» для хэви-метал групп, которые были последователями заложенных в нём музыкальных идей. Композиции с блюзовой основой, такие как «Whole Lotta Love», «Heartbreaker», «The Lemon Song», «Moby Dick» и «Bring It On Home» отмечались экспертами, как классика жанра, где гитарный рифф (а не вокальной припев или куплет) имеет главенствующее место в песне и содержит ключевой «хук». Такие приёмы и акценты были не типичны для популярной музыки того времени. Гитарное соло Пейджа в «Heartbreaker» включающее быстрый тэппинг при помощи одной лишь левой рукой, оказало ключевое влияние на творчество последующего поколения метал-гитаристов и «шреддеров», таких как Эдди Ван Хален и Стив Вай. Как правило, этот альбом считается одной из самых влиятельных записей в рок-музыке, а также предшественником хэви-метала. Оказав неоценимый вклад в развитие жанра — он вдохновлял множество других рок-групп, включая Aerosmith, Iron Maiden и Guns N' Roses.
С момента своего выхода, многие критики и музыкальные журналисты отмечали Led Zeppelin II в качестве одного из самых влиятельных альбомов рок-музыки. Он получил несколько наград от музыкальных изданий, зачастую находясь на верхних позициях различных списках а-ля «Лучший альбом». В 1989 году Spin поставил альбом на пятую строчку в своём рейтинге «25 величайших альбомов всех времён». В 2000 году журнал Q поместил Led Zeppelin II 37-е место в списке «100 величайших британских альбомов всех времён». В 2003 году журнал Rolling Stone поставил альбом на 75-ю позицию списка «500 величайших альбомов всех времён».